- Понятие «вера в Бога» может трактоваться по-разному: 1) как рассудочное принятие факта существования Бога; 2) как признание истин о Боге и Его отношении к миру; 2) как доверие Богу, выражаемое, помимо веры в Его бытие и в открытые Им истины, в деятельном стремлении к соединению с Ним, соответствующем высшему призванию и предназначению человека.
- В Православии вера, в возвышенном понимании этого слова, подразумевает наличие нескольких аспектов, среди которых выделяются: признание факта существования Бога; вера в истинность Его Откровения; доверие Богу; деятельное осуществление требований Его святой воли, верность Богу.
- Православной верой нередко именуется Православная религия.
- Истинная, спасительная вера есть та, которая соответствует Истине, является залогом спасения. Такая вера свойственна православным. Она приобретается и укрепляется человеком осознанно и свободно (Мк.11:23; Мк.16:16; Ин.7:38), при содействии Божественной благодати (Деян.17:28; Ин.15:5; Рим.12:3; Еф.2:8).
- Приобретение истинной веры подразумевает признание и усвоение человеком тех основных догматических и нравоучительных истин, которые открыты Богом.
- Вера истинно верующего человека выражается в его мировоззрении, миросозерцании, мироощущении, в подразумевающих нравственную оценку частных мыслях, желаниях, поведении, деятельности.
- Различают три уровня восхождения верующего человека к Богу. Этим уровням соответствуют три образа: как раб, как наёмник, как сын. На первом уровне человек, восходящий по лествице духовных совершенств, в значительной мере движется, будучи побуждаем страхом перед возможными наказаниями; на втором – стремлением к приобретению высших благ; на третьем действует по любви к Богу, к Добру, по любви к ближним.
- Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.
- Быть верующим, христианином, в строгом значении слова, означает жить полнотой христианской жизни.
- Вера, ограниченная лишь сухим, холодным признанием факта существования Бога, в чём-то схожа с бесовской (Иак.2:19).
- Вера, не подкрепленная более или менее глубокими знаниями, может приводить к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола.
- Неверующему, но желающему веровать, следует просить у Бога встречи с Ним и внимательно наблюдать за собой: Бог обязательно ответит на искреннюю молитву, например, через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо через сердце человека (Иер.29:13).
- Неверие может базироваться на безразличии, а может — и на нежелании менять привычный греховный образ жизни.
- Неверие может служить почвой для множества видов грехов.
Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света».
святитель Николай Сербский, Письмо 120.
Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит. Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.
о. Александр Мень
Для чего нужна вера? – Ни для чего. Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасать свою душу – всё это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что Бог есть для нас – совокупность всего самого светлого, чистого, короче – всего самого желанного. Любовь к Богу ведёт за собой веру в Бога.
о. Александр Ельчанинов
Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том, что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие логические доводы его не убедят.
Клайв Льюис