- Таинство Евхаристии (Таинство Причащения) – Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются (претворяются) действием Божьим в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие потребляют их во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
- Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем, во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту (Мф.26:17–29; Мк.14:12–25; Лк.22:7–38; Ин.13:1–30), были апостолы.
- В Таинстве Евхаристии верующий, по вере своей, теснейшим образом соединяется с Господом нашим Иисусом Христом.
- Уже в раннехристианские времена Евхаристия (от греч. Εὐχαριστία – Благодарение) обозначалась и как Кинония (от греч. κοινωνία – соучастие, связь, приобщение).
- Потребляя Тело и Кровь Христову, верующий соединяется со Христом не только по человеческому естеству (выражаясь адаптированным языком: не только как с Человеком): он благодатно соединяется с Ним как с Богом (также с Отцом и Святым Духом).
- Приобщаясь Телу и Крови Христовым, мы, христиане, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами: это единое тело называется Церковью Христовой.
- В Таинстве Евхаристии Христос становится для верующего не образной, не условной, но действительной пищей.
- По преложении в Тело и Кровь Христовы хлеб и вино сохраняют свой «вид» (хлеб пахнет и выглядит как хлеб, вино имеет вкус и цвет вина), но они становятся Телом и Кровью Христовыми в самом прямом, не переносном, не иносказательном смысле. Как именно осуществляется преложение, мы не знаем.
- Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту (Мф.26:17–29; Мк.14:12–25; Лк.22:7–38; Ин.13:1–30), были апостолы.
- На важность участия верующих в Таинстве Евхаристии указал Сам Спаситель, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54), «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
- Регулярное участие верующего в Евхаристии содействует его обожению (уподоблению Богу и единению с Богом), обожение – главная цель человеческой жизни.
Христианин – это не просто теоретически верующий человек. Это человек, который находится в благодатном, говоря более понятным современным языком – энергетическом единении с Богом. Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной. Христиане собирались для совершения Литургии, для того чтобы причаститься даже под угрозой смерти; человека, который две-три недели не причащался, отлучали от Церкви!
свящ. Константин Пархоменко
Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Ее пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку. Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись.
Иннокентий (Ивлев), иеромонах
В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.
Каждый раз приступай к Евхаристии, как будто делаешь это впервые, и в то же время как будто это твоё последнее причащение перед смертью.
преп. Порфирий Кавсоколивит