- Дар (благодать) священства – это особый благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного Таинства.
- Священник — это человек, избранный и поставленный / посвященный: 1) для совершения священнодействий, в том числе Таинств, включая Евхаристию и другие, которые он вправе / должен совершать согласно церковным канонам; 2) для пастырства, то есть духовного окормления верующих; 3) проповедничества, учительства.
- Распространенная ошибка — считать священника формальным механическим посредником между Богом и людьми, между миром духовным и земным, своего рода шаманом, медиумом, совершителем определенных ритуалов / церемониалов, необходимых для успешной и благополучной жизни человека.
- Всякое церковное Таинство установлено Самим Богом: Господь избрал апостолов, дав им власть совершать важнейшие священнодействия, которые стали называться Таинствами. Затем апостолы стали наделять этим правом своих особых последователей (а Бог наделял их особыми благодатными дарами).
- Посредством («руками») священников Таинства, в строгом значении слова, совершает сам Бог, поэтому Таинства действительны независимо от того, через достойного или недостойного священника они совершаются.
- Ошибочно полностью ассоциировать современных священников с ветхозаветными, которые в значительной мере были требоисполнителями: ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей-раввинов и класс священников.
- Новозаветная Церковь имеет иерархический принцип устроения: как Иисус Христос — Глава Церкви, так священник — глава христианской общины, священник для паствы — это образ Христа.
- Священника не может заменить мирянин: даже если этот мирянин воцерковленный человек, благочестивый и образованный христианин, он не имеет власти совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение.
- Ошибочно считать, что исповедь придумана священниками и что-де в действительности для грешника нет принципиальной разницы, исповедоваться ли перед священником, на Таинстве Исповеди, или самостоятельно озвучивать свои грехи перед Богом. Право апостолам принимать покаяние грешников, священнодействовать в Таинстве Исповеди дал Сам Господь наш Иисус Христос (Ин.20:22–23), апостолы же через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам.
- Служение священника общественное, оно неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: пастырство подразумевает как пастыря, так и паству.
Священник посредник в трёх видах служения: священнодействия, учительства и управления. Личное же молитвенное общение с Богом и святыми происходит у нас напрямую.
Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те – для неба и для вечной жизни с Богом.
Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели.
Св. Иоанн Златоуст
Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи – перед способными уврачевать их.
Св. Василий Великий
Иереев всех почитай, к добрым же прибегай. Св. Нил Синайский
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. (1Тим.5:19)
Если ты веришь в батюшку — поводов для разочарования найдется немало, но если ты веришь в Господа, — в Нем ты никогда не разочаруешься! Трагедии происходят, когда люди не умеют различать эти понятия.