Для чего нужны священники?

  1. Дар (благодать) священства – это особый благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного Таинства.
  2. Священник — это человек, избранный и поставленный / посвященный: 1) для совершения священнодействий, в том числе Таинств, включая Евхаристию и другие, которые он вправе / должен совершать согласно церковным канонам; 2) для пастырства, то есть духовного окормления верующих; 3) проповедничества, учительства.
  3. Распространенная ошибка — считать священника формальным механическим посредником между Богом и людьми, между миром духовным и земным, своего рода шаманом, медиумом, совершителем определенных ритуалов / церемониалов, необходимых для успешной и благополучной жизни человека.
  4. Всякое церковное Таинство установлено Самим Богом: Господь избрал апостолов, дав им власть совершать важнейшие священнодействия, которые стали называться Таинствами. Затем апостолы стали наделять этим правом своих особых последователей (а Бог наделял их особыми благодатными дарами).
  5. Посредством («руками») священников Таинства, в строгом значении слова, совершает сам Бог, поэтому Таинства действительны независимо от того, через достойного или недостойного священника они совершаются.
  6. Ошибочно полностью ассоциировать современных священников с ветхозаветными, которые в значительной мере были требоисполнителями: ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей-раввинов и класс священников.
  7. Новозаветная Церковь имеет иерархический принцип устроения: как Иисус Христос — Глава Церкви, так священник — глава христианской общины, священник для паствы — это образ Христа.
  8. Священника не может заменить мирянин: даже если этот мирянин воцерковленный человек, благочестивый и образованный христианин, он не имеет власти совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение.
  9. Ошибочно считать, что исповедь придумана священниками и что-де в действительности для грешника нет принципиальной разницы, исповедоваться ли перед священником, на Таинстве Исповеди, или самостоятельно озвучивать свои грехи перед Богом. Право апостолам принимать покаяние грешников, священнодействовать в Таинстве Исповеди дал Сам Господь наш Иисус Христос (Ин.20:22–23), апостолы же через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам.
  10. Служение священника общественное, оно неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: пастырство подразумевает как пастыря, так и паству.

Священник посредник в трёх видах служения: священнодействия, учительства и управления. Личное же молитвенное общение с Богом и святыми происходит у нас напрямую.

Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те – для неба и для вечной жизни с Богом.

Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели.
Св. Иоанн Златоуст

Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи – перед способными уврачевать их.
Св. Василий Великий

Иереев всех почитай, к добрым же прибегай. Св. Нил Синайский
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. (1Тим.5:19)

Если ты веришь в батюшку — поводов для разочарования найдется немало, но если ты веришь в Господа, — в Нем ты никогда не разочаруешься! Трагедии происходят, когда люди не умеют различать эти понятия.